Мнение

Праздник? Какой праздник?..

Интервью председателя МОО «Марий ушем» Валерия Мочаева

- Я считаю, что указ о праздновании такой даты свидетельствует о не вполне корректной национальной политике на всех уровнях государственной власти. Если бы Россия была унитарным государством, то, наверное, был бы смысл в таких торжествах. Но нельзя забывать, что Россия - это многонациональная федерация.

- Но ведь именно исходя из того, что наше государство многонационально, и нужно воспитывать людей на положительных исторических примерах.

В. Мочаев (с флагом) у святого источника около горы Чумбылат.

- Во-первых, вызывает сомнение сама дата. Когда Марий Эл фактически вошла в состав России? Действительно, Казанское ханство пало в 1552 году, однако после этого началось многолетнее кровопролитное противостояние достаточно большой части марийского народа с одной стороны и царских войск - с другой. В конечном счете, и это признает такой непререкаемый авторитет исторической науки как академик Ксенофонт Сануков, только с 1557 года можно говорить о фактическом присоединении луговой части Марийского края к Русскому государству. Ну да Бог с нею, с этой датой. Пять лет раньше, пять лет позже - не суть важно. Мы принципиально против терминов «праздник», «празднование» и «вхождение». 450 лет назад пролилось очень много крови - кстати, и с той, и с другой стороны. Надо помянуть погибших, а не плясать. Не было вхождения, шла колонизация новых земель огнем и мечом. Колонизация - это самый подходящий термин. Бояться его не надо. Одна из научных работ Геннадия Айплатова и Анания Иванова так и называется: «Монастырская колонизация марийского Поволжья». Поймите меня правильно: мы, марийцы, не в претензии к русскому народу, тем более к истории - что было то было, у каждого народа своя правда. Мы против подмены понятий и ложных праздников. Кстати, почему в Татарстане не афишируют 450 лет вхождения в Россию?

- Ну, с точки зрения основного населения республики, мягко говоря, радоваться разгрому татарского государства и кровопролитной осаде Казани нелепо. Но что касается Марий Эл, тут имело место как сопротивление, так и добровольное вхождение части народа мари в состав России. Может быть, тогда правильнее было бы вообще никак не отмечать эту дату? Однако «Марий ушем» настаивает на альтернативной интерпретации этой даты как всенародного дня памяти.

- Если бы российский президент не ввел своим указом нашу республику в состояние радостного торжества по случаю этой печальной даты, возможно, мы не стали бы акцентировать внимание на Дне памяти. Да, в какой-то мере план наших мероприятий появился как противодействие официальному указу. Праздник? Какой праздник? Нам просто больно об этом слышать!

- А вам не кажется странным, что люди именно сейчас, в начале третьего тысячелетия, полезли в 16-й век и начинают выяснять отношения?

- А я вижу в этом положительный смысл. Не касаясь политического аспекта, наша полемика с официальной трактовкой означает рост национального самосознания народа мари. Мы хотим, чтобы марийцы в историческом плане стали более культурными и просвещенными. Что же касается плана наших мероприятий, обратите внимание: мы не хотим конфронтации. Мы стремились сделать так, чтобы наши решения не шли в разрез с официозом. Поэтому на пятое октября - официальный день торжеств - нами не было ничего запланировано. Мы решили отказаться от идеи провести митинг возле русского драмтеатра, чтобы избежать ненужной политизации. 25 октября мы организуем небольшую акцию в центральном парке, посвященную поминовению наших предков. Единственное, что мы предложили сделать 5 октября, - это чтобы на торжественном собрании в театре имени Шкетана собравшиеся почтили минутой молчания павших в ту историческую эпоху. Письмо с соответствующей просьбой было направлено президенту Маркелову. Кстати, не знаю, состоялась минута молчания или нет: на собрании я не был.

- Нет.

- Ну вот, тогда это еще одно проявление неуважения власти к национальным чувствам. Ведь, смотрите, это было бы знаком уважения не только к марийцам, но и к тем русским, которые погибли за русского царя. Любая победа не бывает без жертв - почему бы их не вспомнить? Ведь принято же 9 Мая поминать павших. В этот день организуются поминальные службы, люди посещают кладбище. Это естественно, по-человечески. Почему нельзя было этого сделать?

ИА «Regnum».
http://www.marinews.ru

На снимке: В. Мочаев (с флагом) у святого источника около горы Чумбылат. Фото предоставлено Розой Семелиной.